КАК УПОРЯДОЧИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ СВОЙ БИЗНЕС?

 

Чего вы, как владелец и руководитель, хотите от своего бизнеса? Как минимум, чтобы он:

  • стабильно приносил вам достаточно денег и прибыль росла,
  • отнимал минимум вашего времени, нервов и здоровья,
  • рос в цене со временем, как актив,
  • рентабельность ваших инвестиций была бы значительно выше депозитных ставок в банках,
  • чтобы бизнес доставлял удовольствие и был предметом гордости.

Всегда ли это получается? Увы, как показывает практика, это далеко не так. Множество бизнесменов и руководителей,  проводят на работе по 25 часов в сутки, при этом денег зарабатывают немного, а порой и «кормят» свой бизнес,  уже больше напоминающий  дорогое хобби или площадку для самовыражения. Такому малоэффективному или спонтанному бизнесу присущ ряд симптомов:

  • Бизнес разросся и стал неуправляемым
  • Разное понимание у руководителей, куда развиваться дальше
  • Невозможно спланировать свою деятельность или увязать разрозненные планы воедино
  • Продажи нестабильны и ниже желаемых
  • Клиенты уходят, причины непонятны
  • Непонятно, что же мешает развиваться и тормозит
  • Не понятно, за что именно и сколько платить сотрудникам
  • Бизнес растет, а прибыль уменьшается
  • Подразделения компании плохо взаимодействуют между собой и похоже на автономии
  • Одни подразделения работают слаженно и хорошо, другие – очень плохо
  • Трудно найти квалифицированных людей
  • Персонал работает плохо, и при этом хочет получать много денег
  • Сотрудники безответственны и не проявляют инициативы
  • Постоянно приходится разруливать всевозможные «косяки» и быть третейским судьей и т.д.

Если бороться с каждым из этих симптомов по отдельности (а это типичная ситуация: проблемы в продажах – обучаем продавцов, проблемы в учете  — ставим новую учетную системы и т.п.), то это малоэффективно, так как не решает проблемы в целом. Тем более что корень у них один. Каждый бизнес проходит в своем развитии стадии зрелости:

Младенец — как правило, начальная стадия жизненного цикла или «младенчество», молодая компания или небольшая локальная компания, которая держится на уникальных качествах и/или авторитарном управлении его создателей. Но стоит им уехать в отпуск или уволиться паре ключевых сотрудников — все идет наперекосяк (в основном, малый бизнес, «чэпэшники»).

Подросток – или «спонтанный», это следующая стадия жизненного цикла, так называемый «подростковый период», когда проходит период начального накопления «жирка», компания разрастается и становится плохо управляемой, т.к. размер бизнеса уже требует других методов и подходов к управлению, где одной интуиции, энергии и харизмы лидера уже не хватает (большая часть отечественных ООО-шек или «средний» бизнес).

Зрелый – компании, которые выросли из «подростков» и занимают довольно прочные позиции на рынке. Имеют сложившиеся процессы, правила, корпоративную культуру и традиции, довольно крупные и финансово успешные. Однако требуют смены привычных «подростковых» и полу-ручных методов управления. Как правило, на данном этапе собственники готовы выйти из операционного управления и делегировать полномочия наемному менеджменту и создавать модели корпоративного менеджмента.

Системный — зрелое состояние бизнеса, присущее более крупным компаниям и корпорациям. Бизнес-система выстроена и работает. Бизнес управляем, эффективен, результаты работы предсказуемы и не зависят от конкретных личностей. Такой бизнес можно тиражировать (франчайзинг) и передавать в управление (McDonalds, Coca-Cola, Wall-Mart).

Совершенный — высший пилотаж в бизнесе. Кроме обязательного наличия системы управления, в компании выстроены механизмы, которые позволяют ей постоянно развиваться: поддерживать живую мотивационную творческую среду, слышать «голос рынка», создавать и быстро выпускать на рынок инновационные продукты, предвосхищая ожидания клиентов, увеличивая свою долю рынка, а также регулярно совершенствовать свои процессы, повышая их стабильность и снижая себестоимость. (Apple, Toyota, Google).

На какой стадии находится ваш бизнес? 

Большинство отечественных компаний находятся на уровне спонтанного бизнеса (бардака). Такой бизнес приносит мало денег. Он не растет или растет ненадолго, и снова сжимается. Он поглощает почти все ваше время и силы.

К тому же высоки риски: в спонтанном бизнесе технология работы не прописана и не оптимальна, ее знают только владельцы и/или ключевые сотрудники. Часто и клиентская база «принадлежит» им, а не компании. Остальной персонал работает по наитию, качество работ низкое и нестабильное, сроки – большие и постоянно переносятся. Клиенты недовольны. Взаимозаменяемость работников очень слабая. К тому же «старые» сотрудники часто страдают «звездной болезнью» — на работе не напрягаются, шантажируют руководство своей незаменимостью, не выполняют требований компании. Что сделать, чтобы перейти на уровень системы?

Для начала осознать свои требования к бизнесу (прибыль, затраты времени и нервов, желаемый образ жизни и т.д. – смотрите начало статьи). Затем разделить в своей голове и на практике 2 роли:

  • «Архитектор». Занимается проектированием бизнеса и его оптимизацией. Создает систему, вовлекая сотрудников, делегируя ответственность и полномочия, снижая зависимость от конкретных личностей, в т.ч. и от себя.
  • «Оперативник». Управляет созданной системой в ручном режиме, решает текущие задачи, «пожарник», который непрестанно разгребает проблемы, возникшие то там, то сям из-за кривизны системы или ее отсутствия.

Сколько процентов рабочего времени вы проводите в каждой из этих ролей? Если большую часть времени вы работаете в своем же бизнесе в роли «пожарника» – это путь в никуда.

Каким образом можно упорядочить свой бизнес и вывести его на новый уровень развития?